Все мы стремимся жить среди природы, в удобстве и красоте. Для достижения этой цели недостаточно умения высадить растения, определить режим полива и подкормки, проложить инженерные коммуникации и укрепить склон, то есть "озеленить и благоустроить".
Озеленение и благоустройство — агротехническая сторона проблемы, касающаяся различных строительных организаций и учреждений “Зеленстроя”, то есть исполнителей проектов, главный разработчик которых — ландшафтный архитектор. И его задача — формирование того или иного положительного впечатления от восприятия пространства, в котором находится человек. А это уже совсем другой уровень — высший, уровень искусства, каким и является ландшафтная архитектура, представляющая собой искусство организации окружающего ландшафта для практических и эстетических потребностей человека.
В переводе с греческого: "архи" — приставка, обозначающая главенство, высшую степень признака, а "тектоника" — строительное искусство. В самом деле, во все времена и во всех передовых странах архитекторы относятся к творческой элите. Как главные строители и разработчики идей они участвуют в процессе вплоть до исполнения конкретного решения. Условно говоря, озеленитель — музыкант в оркестре, ландшафтный архитектор — композитор, а в театральном искусстве либо кинематографии — драматург, сценарист или режиссер.
Ландшафтная архитектура — сложный, синтетический вид искусства. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно быть одновременно "и физиком, и лириком", владеть целым рядом естественных, технических и искусствоведческих дисциплин. Но главное — быть действующим художником (в широком смысле этого слова). Дело в том, что художник умеет видеть больше и глубже других, благодаря своей сверхчувствительности обладает обостренным восприятием цвета, пропорций, композиции в целом. Именно у художника от природы сильно развито чувство прекрасного, которое и является мощным стимулом к творчеству.
Часто слышу: "Ах, какая у вас прекрасная профессия — ландшафтный архитектор!" Да, это так — истинное наслаждение! Как, впрочем, и любая другая созидательная, творческая работа. Подпитываясь энергией природы, радостно вглядываясь в ее состояние, хочется поскорее определить возможности участка для привольной жизни и растений, и человека, создать порой из серо-скучного или уродливо-раздробленного хаоса непринужденное и спокойное, отвечающее требованиям высокой эстетики пространство — живописный праздник! Но, с другой стороны, многочасовое напряжение иногда просто "выжимает" все силы. Как известно, идеальное решение — большая редкость, и все же снова и снова пытаюсь "достать журавля в небе", доказать теорему со многими неизвестными. Всякий раз хочется достичь золотой середины (не отнять и не прибавить), чтобы каждая линия в проекте пела, вызывала взрыв положительных эмоций, поражала невиданным решением, была бы без стандартов и повторов.
Еще в детстве глаз подсознательно отбирал и фиксировал красивые пейзажи, удивляющие и радующие меня, некоторые остались в памяти до сих пор. С годами, очарование природой иногда переходит в какое-то мистическое общение с ней. Однажды, работая в ботаническом саду (автор проработала 10 лет в Ботаническом саду НАН Украины. — Ред.), я была буквально потрясена "общением" с конкретным участком земли и растеряна. Чтобы получить решение довольно трудной задачи, пришлось продолжительное время изучать участок, исходить его вдоль и поперек, фотографировать и прорисовывать с разных точек. Шло время, но ничего не получалось, решение не приходило. И вдруг, неизвестно откуда, непонятно как, словно толчок извне, — пришло полное и ясное решение. Странность и новизна ощущений поразили меня. Теперь я знаю, что просто так земля свои секреты не отдает, ей нужно, образно говоря, много раз "поклониться", прожить на данном участке какое-то время, сродниться с ним и только тогда появится гармоничное решение, полностью соответствующее его внутреннему содержанию и образу. Подобную мысль я встретила в знаменитой работе Д. С. Лихачева "Поэзия садов": "Мы имеем дело с живым материалом, носителем определенной информации, которую надо научиться считывать". Ученый и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал в своей знаменитой книге “Дух, душа и тело”: “... Странно было бы не признавать одухотворенность высокосовершенных... растительных форм... Нельзя не согласиться с Э. Гартманом, когда он утверждает, что растения обладают бессознательным представлением и бессознательной волей”.
Ландшафтный архитектор — прежде всего активный защитник живой природы, полностью сроднившийся с ней человек, а затем уже (по мере необходимости) — ее соавтор, осторожный "огранщик" природного ландшафта для той или иной потребности.
Ландшафтная архитектура — понятие более глубокое, чем, например, градостроительство. Здесь уделяется несравненно большее внимание природной составляющей культурного ландшафта, а также достижению гармонии естественных и искусственных начал в нем. Поэтому в будущем ландшафтная архитектура будет более востребована и эта востребованность с течением времени, вероятно, будет усиливаться.
Садовое искусство — часть ландшафтной архитектуры. Его объектами являются непосредственно сады, моносады, сады на крышах, зимние сады, парки, лесопарки, дендрарии и пр. Но зачем вообще эти во многом искусственные образования, ведь естественная природа сама по себе совершенна, и что может быть красивее ее? Рукотворный ландшафт — это концентрация лучших черт естественной природы, но обычно в меньшем пространстве и для конкретной практической цели: оздоровления (курортный, лечебный парк), выставки растений (ботанический сад) и пр.
Садовое искусство имеет тысячелетнюю историю и по праву занимает одно из важных мест среди других видов искусств. Не зря английский философ Френсис Бэкон считал, что наслаждение, испытываемое в саду, — самое чистое из всех наслаждений. "Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук, и можно будет увидеть, что с течением времени, когда разовьется цивилизация и вкус к изящному, люди научатся скорее строить красиво, чем сажать прекрасные сады; получается, что разведение садов — более тонкое занятие и требует большего совершенства".
В ХХ в. впервые сложилась картина мирового садового искусства: персидские, индийские сады Моголов, средневековые монастырские садики, роскошные сады Возрождения, светские сады Барокко, китайские, японские сады и т. д. При создании современного сада можно с успехом использовать этот богатый фонд. Однако нужно учитывать, что сегодняшнее восприятие человеком окружающей среды имеет психологические особенности, которых не было в прошлом: изменились вкусы людей, социальный заказ. Желательно, чтобы ландшафтный архитектор не только осознавал эти особенности, но и прогнозировал некоторые черты будущего, ведь работает он в основном для потомков.
Задача современного ландшафтного архитектора не только использовать исторические и уже известные стили, но и стремиться к открытию в какой-то степени новой идеи садово-паркового искусства как части общей культуры.
Озеленение и благоустройство — агротехническая сторона проблемы, касающаяся различных строительных организаций и учреждений “Зеленстроя”, то есть исполнителей проектов, главный разработчик которых — ландшафтный архитектор. И его задача — формирование того или иного положительного впечатления от восприятия пространства, в котором находится человек. А это уже совсем другой уровень — высший, уровень искусства, каким и является ландшафтная архитектура, представляющая собой искусство организации окружающего ландшафта для практических и эстетических потребностей человека.
В переводе с греческого: "архи" — приставка, обозначающая главенство, высшую степень признака, а "тектоника" — строительное искусство. В самом деле, во все времена и во всех передовых странах архитекторы относятся к творческой элите. Как главные строители и разработчики идей они участвуют в процессе вплоть до исполнения конкретного решения. Условно говоря, озеленитель — музыкант в оркестре, ландшафтный архитектор — композитор, а в театральном искусстве либо кинематографии — драматург, сценарист или режиссер.
Ландшафтная архитектура — сложный, синтетический вид искусства. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно быть одновременно "и физиком, и лириком", владеть целым рядом естественных, технических и искусствоведческих дисциплин. Но главное — быть действующим художником (в широком смысле этого слова). Дело в том, что художник умеет видеть больше и глубже других, благодаря своей сверхчувствительности обладает обостренным восприятием цвета, пропорций, композиции в целом. Именно у художника от природы сильно развито чувство прекрасного, которое и является мощным стимулом к творчеству.
Часто слышу: "Ах, какая у вас прекрасная профессия — ландшафтный архитектор!" Да, это так — истинное наслаждение! Как, впрочем, и любая другая созидательная, творческая работа. Подпитываясь энергией природы, радостно вглядываясь в ее состояние, хочется поскорее определить возможности участка для привольной жизни и растений, и человека, создать порой из серо-скучного или уродливо-раздробленного хаоса непринужденное и спокойное, отвечающее требованиям высокой эстетики пространство — живописный праздник! Но, с другой стороны, многочасовое напряжение иногда просто "выжимает" все силы. Как известно, идеальное решение — большая редкость, и все же снова и снова пытаюсь "достать журавля в небе", доказать теорему со многими неизвестными. Всякий раз хочется достичь золотой середины (не отнять и не прибавить), чтобы каждая линия в проекте пела, вызывала взрыв положительных эмоций, поражала невиданным решением, была бы без стандартов и повторов.
Еще в детстве глаз подсознательно отбирал и фиксировал красивые пейзажи, удивляющие и радующие меня, некоторые остались в памяти до сих пор. С годами, очарование природой иногда переходит в какое-то мистическое общение с ней. Однажды, работая в ботаническом саду (автор проработала 10 лет в Ботаническом саду НАН Украины. — Ред.), я была буквально потрясена "общением" с конкретным участком земли и растеряна. Чтобы получить решение довольно трудной задачи, пришлось продолжительное время изучать участок, исходить его вдоль и поперек, фотографировать и прорисовывать с разных точек. Шло время, но ничего не получалось, решение не приходило. И вдруг, неизвестно откуда, непонятно как, словно толчок извне, — пришло полное и ясное решение. Странность и новизна ощущений поразили меня. Теперь я знаю, что просто так земля свои секреты не отдает, ей нужно, образно говоря, много раз "поклониться", прожить на данном участке какое-то время, сродниться с ним и только тогда появится гармоничное решение, полностью соответствующее его внутреннему содержанию и образу. Подобную мысль я встретила в знаменитой работе Д. С. Лихачева "Поэзия садов": "Мы имеем дело с живым материалом, носителем определенной информации, которую надо научиться считывать". Ученый и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал в своей знаменитой книге “Дух, душа и тело”: “... Странно было бы не признавать одухотворенность высокосовершенных... растительных форм... Нельзя не согласиться с Э. Гартманом, когда он утверждает, что растения обладают бессознательным представлением и бессознательной волей”.
Ландшафтный архитектор — прежде всего активный защитник живой природы, полностью сроднившийся с ней человек, а затем уже (по мере необходимости) — ее соавтор, осторожный "огранщик" природного ландшафта для той или иной потребности.
Ландшафтная архитектура — понятие более глубокое, чем, например, градостроительство. Здесь уделяется несравненно большее внимание природной составляющей культурного ландшафта, а также достижению гармонии естественных и искусственных начал в нем. Поэтому в будущем ландшафтная архитектура будет более востребована и эта востребованность с течением времени, вероятно, будет усиливаться.
Садовое искусство — часть ландшафтной архитектуры. Его объектами являются непосредственно сады, моносады, сады на крышах, зимние сады, парки, лесопарки, дендрарии и пр. Но зачем вообще эти во многом искусственные образования, ведь естественная природа сама по себе совершенна, и что может быть красивее ее? Рукотворный ландшафт — это концентрация лучших черт естественной природы, но обычно в меньшем пространстве и для конкретной практической цели: оздоровления (курортный, лечебный парк), выставки растений (ботанический сад) и пр.
Садовое искусство имеет тысячелетнюю историю и по праву занимает одно из важных мест среди других видов искусств. Не зря английский философ Френсис Бэкон считал, что наслаждение, испытываемое в саду, — самое чистое из всех наслаждений. "Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук, и можно будет увидеть, что с течением времени, когда разовьется цивилизация и вкус к изящному, люди научатся скорее строить красиво, чем сажать прекрасные сады; получается, что разведение садов — более тонкое занятие и требует большего совершенства".
В ХХ в. впервые сложилась картина мирового садового искусства: персидские, индийские сады Моголов, средневековые монастырские садики, роскошные сады Возрождения, светские сады Барокко, китайские, японские сады и т. д. При создании современного сада можно с успехом использовать этот богатый фонд. Однако нужно учитывать, что сегодняшнее восприятие человеком окружающей среды имеет психологические особенности, которых не было в прошлом: изменились вкусы людей, социальный заказ. Желательно, чтобы ландшафтный архитектор не только осознавал эти особенности, но и прогнозировал некоторые черты будущего, ведь работает он в основном для потомков.
Задача современного ландшафтного архитектора не только использовать исторические и уже известные стили, но и стремиться к открытию в какой-то степени новой идеи садово-паркового искусства как части общей культуры.
Валентина Мешкова, ландшафтный архитектор, кандидат архитектуры