Акцент (лат.) — подчеркивание, выделение какой-либо детали в общей пейзажной картине, привлекающей внимание своим внешним видом или неожиданностью пространственного размещения. Акценты различаются по размеру, цвету, оригинальности. Они могут быть как природными, так и искусственно созданными, модными или старомодными.
Расстановка акцентов (акцентирование) — художественный прием, которым издавна пользовались в садово-парковом искусстве для усиления выразительности парковых ландшафтов. В старинных парках в качестве композиционного акцента нередко использовались скульптуры (вазы, статуи, обелиски). Эта традиция продолжается и в современных садах и парках, однако, здесь скульптура несет уже другую смысловую нагрузку — она выполняет сугубо декоративную функцию.
Яркими акцентами могут быть малые формы садовой архитектуры — скамьи, перголы, арки, беседки, трельяжи в сочетании с вьющимися растениями.
Еще один пример акцента — одиночное растение (дерево или кустарник) с высокими эстетическими качествами, высаженное для усиления его выразительности на специально созданном фоне. Это так называемые солитеры (solitaire — в переводе с французского означает "одинокий"). Например, в регулярных садах и парках Франции модными акцентами были стриженые растения, которым придавалась не только геометрическая, но и более сложная форма, вплоть до фигур животных. Этот известный и распространенный садово-парковый прием широко используется и сегодня.
Примеры солитерных посадок мы можем встретить и в обычном лесу. Достаточно вспомнить лесные уголки, где на фоне берез неожиданно появляется ель, или на опушке соснового леса краснеют грозди рябины. Это могут быть и яркие весенние островки ветрениц либо ландышей. Очень верно заметил поэт, что “каждое созданье таит в себе самом очарованье”. Поэтому, помимо правильного выбора растения, важно еще удачно разместить его на участке, найти для него самое подходящее место.
В качестве солитеров можно подбирать растения с высоко декоративными особенностями кроны, ствола, характера ветвления, красоты цветов и плодов. Наиболее подходящие для солитерных посадок хвойные растения, которые декоративны в течение всего года (ель колючая голубой формы, туя гигантская, лиственница японская, сосна обыкновенная, кипарисовик нутканский). Сегодня в ландшафтном дизайне широко используются декоративные садовые формы — плакучие, колонновидные, шаровидные, спиралевидные, карликовые, ползучие, с необычным ветвлением или цветом листвы. Среди лиственных растений прекрасными акцентами могут быть береза, ива, дуб, каштан, клен, липа, рябина, магнолия, плодовые деревья, красивоцветущие или декоративно-лиственные кустарники (сирень, спирея, форзиция, вейгела и др.). Особенно эффектны одиночные растения в "зрелом" возрасте.
Размещение отдельных экземпляров требует большого художественного вкуса. От их местоположения нередко зависит красота целого участка. А неудачный выбор места и растения может испортить даже самый роскошный пейзаж. Дело в том, что акценты, будучи обособленными, невольно привлекают к себе внимание, а если их на участке чересчур много, внимание посетителя дробится, впечатление снижается. Кроме того, дерево, даже очень красивое, должно гармонировать с окружающей обстановкой либо создавать контраст, но не грубый. Наконец, в середине полян одиночные экземпляры смотрятся более естественно только при регулярной планировке, а при естественной разбивке их размещение всегда производит впечатление искусственного ландшафта. В регулярных садах солитеры, растущие на полянах, затеняют газоны и сокращают их площадь. Однако в жаркий летний день этот недостаток превращается в неоценимое достоинство.
Акцентами в парках и усадьбах могут быть и небольшие группы деревьев, а также “букетные” посадки ярких расцветок.
Смена акцентов среди растений происходит и в течение года. Это мы можем наблюдать по осеннему изменению окраски листвы, распусканию ярких цветов весной, появлению привлекательных плодов. Необычными акцентами в композиции ландшафтов усадьбы могут стать своеобразные формы рельефа или водопад, каменистые обнажения и т. п.
Иногда в ландшафтном пейзаже могут присутствовать сразу несколько акцентов. В этом случае необходимо выделить главный (доминантный) по силе художественной выразительности акцент, которому как бы подчинены все остальные. Он может быть определен по наиболее выразительной форме, цвету, фактуре или смысловому содержанию. Как правило, наиболее удачная парковая композиция состоит из одной доминанты и дополняющих ее акцентов. Если доминанта отсутствует, взгляду не на чем будет остановиться, он интуитивно станет искать эту доминанту, а когда не найдет ее, у человека может возникнуть чувство неудовлетворенности, иногда и подсознательного беспокойства. Вот почему при проектировании усадьбы или парка очень важно правильно продумать, подобрать и расставить акценты.
Расстановка акцентов (акцентирование) — художественный прием, которым издавна пользовались в садово-парковом искусстве для усиления выразительности парковых ландшафтов. В старинных парках в качестве композиционного акцента нередко использовались скульптуры (вазы, статуи, обелиски). Эта традиция продолжается и в современных садах и парках, однако, здесь скульптура несет уже другую смысловую нагрузку — она выполняет сугубо декоративную функцию.
Яркими акцентами могут быть малые формы садовой архитектуры — скамьи, перголы, арки, беседки, трельяжи в сочетании с вьющимися растениями.
Еще один пример акцента — одиночное растение (дерево или кустарник) с высокими эстетическими качествами, высаженное для усиления его выразительности на специально созданном фоне. Это так называемые солитеры (solitaire — в переводе с французского означает "одинокий"). Например, в регулярных садах и парках Франции модными акцентами были стриженые растения, которым придавалась не только геометрическая, но и более сложная форма, вплоть до фигур животных. Этот известный и распространенный садово-парковый прием широко используется и сегодня.
Примеры солитерных посадок мы можем встретить и в обычном лесу. Достаточно вспомнить лесные уголки, где на фоне берез неожиданно появляется ель, или на опушке соснового леса краснеют грозди рябины. Это могут быть и яркие весенние островки ветрениц либо ландышей. Очень верно заметил поэт, что “каждое созданье таит в себе самом очарованье”. Поэтому, помимо правильного выбора растения, важно еще удачно разместить его на участке, найти для него самое подходящее место.
В качестве солитеров можно подбирать растения с высоко декоративными особенностями кроны, ствола, характера ветвления, красоты цветов и плодов. Наиболее подходящие для солитерных посадок хвойные растения, которые декоративны в течение всего года (ель колючая голубой формы, туя гигантская, лиственница японская, сосна обыкновенная, кипарисовик нутканский). Сегодня в ландшафтном дизайне широко используются декоративные садовые формы — плакучие, колонновидные, шаровидные, спиралевидные, карликовые, ползучие, с необычным ветвлением или цветом листвы. Среди лиственных растений прекрасными акцентами могут быть береза, ива, дуб, каштан, клен, липа, рябина, магнолия, плодовые деревья, красивоцветущие или декоративно-лиственные кустарники (сирень, спирея, форзиция, вейгела и др.). Особенно эффектны одиночные растения в "зрелом" возрасте.
Размещение отдельных экземпляров требует большого художественного вкуса. От их местоположения нередко зависит красота целого участка. А неудачный выбор места и растения может испортить даже самый роскошный пейзаж. Дело в том, что акценты, будучи обособленными, невольно привлекают к себе внимание, а если их на участке чересчур много, внимание посетителя дробится, впечатление снижается. Кроме того, дерево, даже очень красивое, должно гармонировать с окружающей обстановкой либо создавать контраст, но не грубый. Наконец, в середине полян одиночные экземпляры смотрятся более естественно только при регулярной планировке, а при естественной разбивке их размещение всегда производит впечатление искусственного ландшафта. В регулярных садах солитеры, растущие на полянах, затеняют газоны и сокращают их площадь. Однако в жаркий летний день этот недостаток превращается в неоценимое достоинство.
Акцентами в парках и усадьбах могут быть и небольшие группы деревьев, а также “букетные” посадки ярких расцветок.
Смена акцентов среди растений происходит и в течение года. Это мы можем наблюдать по осеннему изменению окраски листвы, распусканию ярких цветов весной, появлению привлекательных плодов. Необычными акцентами в композиции ландшафтов усадьбы могут стать своеобразные формы рельефа или водопад, каменистые обнажения и т. п.
Иногда в ландшафтном пейзаже могут присутствовать сразу несколько акцентов. В этом случае необходимо выделить главный (доминантный) по силе художественной выразительности акцент, которому как бы подчинены все остальные. Он может быть определен по наиболее выразительной форме, цвету, фактуре или смысловому содержанию. Как правило, наиболее удачная парковая композиция состоит из одной доминанты и дополняющих ее акцентов. Если доминанта отсутствует, взгляду не на чем будет остановиться, он интуитивно станет искать эту доминанту, а когда не найдет ее, у человека может возникнуть чувство неудовлетворенности, иногда и подсознательного беспокойства. Вот почему при проектировании усадьбы или парка очень важно правильно продумать, подобрать и расставить акценты.